Демоны Михаила Врубеля: картины, от которых мороз по коже.
Начало 1902 года подарило ценителям живописи художественную выставку «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. На ней была показана одна из наиболее известных
картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный». К этой работе автора было приковано особое внимание, так как знакомые Врубеля стали замечать за ним признаки
психологического расстройства. Считают, что картина отображала весь спектр внутренних переживаний автора, а сам нарисованный Демон менял выражение
лица изо дня в день... Воспоминания друзей и близких гениального художника смогут пролить свет на жизнь Михаила Врубеля в то время.
Шел 1901 год. Михаил Александрович Врубель как раз начал работу над последней тринадцатой картиной из цикла «Демоны». Супружеская чета Врубелей готовилась
к великому событию — они ждали рождения ребенка. Мысли Михаила Александровича и его жены Надежды Ивановны были веселыми и беззаботными. Они мечтали,
как вместе с будущим ребенком поедут за границу выставлять «Демонов» в иностранных галереях.
Супружескою пару Врубелей ждало большое испытание. Их сын Савва родился с дефектом на лице, так называемой «заячьей губой».
Это событие глубоко потрясло Михаила Александровича. С тех пор близкие стали замечать, что с великим художником начинает твориться что-то неладное.
Внутренние переживания Михаила Врубеля несложно разглядеть на портрете его сына. На лице маленького Саввы отчетливо читаются тревога, страх и отчаяние.
Очевидно, что художник наделил портрет сынишки своими эмоциями.
Подготовив для выставки «Мир искусства» работу «Демон поверженный», Врубель не остановился на достигнутом. Каждое утро он прямо в галерее продолжал вносить
изменения в уже нарисованную картину. Бывали дни, когда «Демон» становился чрезвычайно страшным, а иногда он выглядел невыносимо печальным.
Родственники Врубеля вспоминали, что в связи с душевной болезнью тяга Михаила Александровича к творчеству многократно возросла, однако жить с таким
человеком стало невыносимо.
В марте 1902 года душевная болезнь достигла критической точки, и Михаила Врубеля пришлось поместить в частную психиатрическую клинику.
В поведении художника отчетливо прослеживались признаки мании величия, а уровень возбуждения был настолько большим, что на полгода пришлось прекратить
свидания даже с самыми близкими людьми.
Через полгода Врубеля перевели в клинику Сербского. Художника доставили в больницу в одной лишь шляпе и пальто на голое тело,
так как все свои вещи он уничтожил.
В новой лечебнице дела пошли на поправку. К великому художнику начала возвращаться ясность ума. По наставлению лечащего врача,
Врубель вновь начинает писать картины.
В феврале 1903 года Михаила Александровича выписывают из клиники. Однако теперь он становится очень печальным, а к апрелю совсем «расклеивается».
Художник считает себя ничтожеством и не находит в себе сил работать.
А в начале мая 1903 года происходит трагедия — умирает единственный сын Врубеля, Савва. К чести Михаила Александровича,
он ведет себя чрезвычайно мужественно. Занимается организацией похорон и всецело поддерживает свою жену, которая была в полном отчаянии.
После этого чета Врубелей уезжает в свое имение под Киевом. Там Михаил Александрович начинает сильно нервничать и требует увезти его обратно в
психиатрическую больницу. По совету знакомых художника направляют в рижскую лечебницу.
Теперь психическое расстройство Михаила Врубеля имело совершенно другой характер. От былой мании величия не осталось и следа. Мастер впал в глубокую
депрессию и думал о том, чтобы покончить с жизнью.
Осенью 1903 года стараниями сестры Врубеля снова переводят на лечение в Москву в клинику Сербского. Здесь Михаил Александрович вновь возвращается к живописи,
рисуя отличные портреты других больных. Но полная ясность мысли к художнику так и не вернулась. Ему кажется, что жена и сестра также являются
пациентами лечебницы.
Однако картины Врубеля продолжают интересовать публику. Его работы с успехом демонстрируются на различных московских выставках.
В это время Михаил Александрович создает картину «Шестикрылый серафим», на которой изображен ангел с кинжалом и горящей лампадкой в руках.
Работа полна экспрессии и ярких красок. Она по праву считается одним из лучших творений автора.
Весной 1904 года состояние художника ухудшилось настолько сильно, что близкие Врубеля даже стали готовить себя к его близкой кончине.
Ведь Михаил Александрович отказался принимать пищу, считая себя недостойным получать еду. К счастью, всё обошлось. Поскольку на лето клиники Москвы
закрывались, профессор Владимир Сербский советует перевести художника в подмосковную больницу Усольцева.
В этой клинике пациенты пользовались большой свободой и жили вместе с семьей доктора. Лечение в клинике Федора Усольцева произвело на удивление
благоприятный эффект. Врубель быстро идет на поправку, к нему возвращается связность мыслей. Он начинает активно переписываться с родными и много рисует.
Через два месяца художник окончательно выздоровел и вернулся домой.
Супружеская пара Врубелей переезжает жить в Санкт-Петербург, где снимает квартиру с электрическим освещением. Михаил Александрович много работает,
и ничто не напоминает о его недавней болезни.
В это время Врубель пишет свою известную картину «Жемчужина». Ее сейчас может увидеть каждый посетитель Третьяковской галереи.
Однако с наступлением 1905 года близкие художника начинают замечать возвращение недуга. Михаил Врубель становится несдержанным и нервным,
тратит огромные деньги на абсолютно ненужные вещи и страдает бессонницей. Стараниями жены в Петербург приезжает доктор Усольцев, который забирает Врубеля
обратно к себе в клинику.
Федор Усольцев имел необычайно благотворное влияние на Михаила Врубеля. К художнику возвращается спокойствие и сон. Родные Врубеля надеялись,
что болезнь быстро отступит, однако недолгое прояснение сменилось очередным кризисом.
Даже будучи больным, Михаил Александрович продолжает работать. В больнице Врубель пишет портреты всех членов семьи Усольцева, других пациентов,
а также друзей, которые приходили навестить художника. Знаковым является портрет поэта Брюсова.
Во время работы над портретом Брюсова с Михаилом Врубелем случилась новая беда — он стал стремительно терять зрение. Чтобы лучше разглядеть поэта,
мастер вынужден был рассматривать его почти в упор. А закончил работу Врубель уже практически слепым.
Слепота окончательно выбила Михаила Александровича из равновесия. Он прекрасно понимал, что слепой художник никому не нужен.
Врубель начинает отказываться от пищи. Он внушил себе, что 10 лет голода вернут ему зрение. Также художник начинает стесняться своих друзей, говоря:
«Зачем им приходить, я ведь их не вижу».
С этих пор начинается постепенное угасание великого мастера. Врубель смирился со своим финалом и терпеливо ждал смерти. Заболев воспалением легких,
которое вскоре переросло в чахотку, Михаил Александрович воспринял это совершенно спокойно. В последний свой день он тщательно привел себя в порядок,
вымылся, причесался, надушился одеколоном, попрощался с женой и сестрой и больше уже не разговаривал.
Лишь перед самой кончиной, будучи уже в бреду, Михаил Врубель вдруг ясно и четко произнес санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь —
поедем в Академию». Эти слова оказались пророческими. Через день тело великого художника привезли в Академию художеств, чтобы с ним могли проститься...
Психиатр Усольцев, который едва ли не лучше всех знал Врубеля, сказал: «Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».
И если психика художника не выдержала всех переживаний, то творческая натура мастера сумела с помощью картин донести до зрителя весь спектр его эмоций.
Внимательно присмотрись к этим картинам — в них можно увидеть душу автора. И не забудь поделиться этой записью с друзьями — пусть они тоже приобщатся
к великому искусству.