Эта картина собирает очереди в Третьяковке. C ней вечно творится настоящая мистика!
Иван Николаевич Крамской по праву считается одним из лучших мастеров жанровой живописи.
Его картины по сей день собирают толпы в галереях, а история их создания будоражит сердца.
Сегодня редакция «ОПУПЕННО» расскажет тебе об одном из лучших полотен Крамского — картине «Русалки».
История этой картины таит в себе много загадочных и даже мистических моментов!
Идея картины посетила Крамского после прочтения повести Гоголя «Майская ночь, или Утопленница».
Книга произвела на художника неизгладимое впечатление, и в его голове созрел сюжет.
Причем Иван Николаевич вовсе не хотел делать банальную иллюстрацию к гоголевскому произведению.
Для него гораздо важнее было передать атмосферу тихой украинской ночи, а заодно визуализировать мифы и легенды.
Ведь народные предания рассказывали, что в русалок превращались утонувшие девушки!
Чтобы передать неповторимую атмосферу мистической ночи, герой нашего рассказа много времени проводил при свете луны,
пытаясь передать на полотне ее призрачное мерцание. В одном из своих писем художник сетовал:
«Всё стараюсь поймать луну... Товарищи говорят, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся.
Трудная штука луна!»
Особенно осложнял задачу тот факт, что самого ночного светила на картине Крамского не было.
Ему нужно было лишь показать неуловимые лунные блики на призрачных фигурах русалок.
Но самое сложное оказалось переубедить многих знакомых, что работа над картиной с «бесовским» сюжетом
не несет никакой опасности. Особенно за художника боялись простые люди, верившие в то, что нечисть на картине может ожить!
Конечно же, прогрессивные друзья-художники, как и сам Крамской, вовсе не верили в русалок и прочую нечисть,
но некоторая нервозность всё же передалась. Окончив работу, Иван Николаевич даже облегченно признался:
«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи. А если и не поймал луны, то всё же нечто фантастическое вышло!»
Картина «Русалки» была показана публике на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок,
открывшейся в Петербурге в конце 1871 года. Ее повесили рядом с еще одним знаковым полотном русской живописи —
картиной Саврасова «Грачи прилетели». В первую же ночь с «Русалками» стало твориться что-то необъяснимое...
Всё началось с того, что утром картину Крамского обнаружили на полу. Она свалилась со стены ночью без видимой на то причины.
Художники посмеялись, что русалкам не понравилось соседство с грачами, но вскоре всем стало не до шуток...
Сразу после выставки обе упомянутые картины купил для своей коллекции Павел Третьяков.
«Грачей» Саврасова он сразу же распорядился повесить в своем кабинете, а вот «Русалки» долгое время не могли найти себе место.
В какой бы комнате ни находилась работа Крамского, всюду ее сопровождало нечто сверхъестественное.
Слуги Третьякова клялись, что по ночам слышат, как из помещения с картиной доносится плеск воды и девичье пение,
а от дверей веет прохладой. Дошло до того, что уборщицы наотрез отказались заходить в комнату с «Русалками»!
Хотя Третьяков не был суеверным и не верил в россказни прислуги, но вскоре сам обратил внимание,
что начинает быстро уставать, если долго находится рядом с картиной. К тому же посетители галереи тоже жаловались,
что подолгу рассматривать «Русалок» попросту невозможно...
Вскоре начали шириться слухи о том, что все девушки, которые слишком долго смотрели на картину, сошли с ума,
а одна из них даже утопилась в Яузе! Естественно, никаких подтверждений этому не было,
но люди продолжали верить в чертовщину, творящуюся вокруг работы Крамского.
Жалобы на картину продолжали сыпаться до тех пор, пока старушка-нянька, жившая в доме Третьяковых,
не посоветовала перевесить полотно в дальний угол. «Трудно русалкам при солнечном свете,
оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!» — истолковала бабуля.
Как бы там ни было, а тема русалок-утопленниц и по сей день тревожит многих людей
и находит отображение в творчестве мировых знаменитостей.
Даже если ты не веришь в чертовщину, нельзя не признать того, что «Русалки» Крамского производили на публику мощнейшее впечатление.
Халтурно нарисованная картина никогда не обрастет таким количеством легенд и слухов!
Расскажи историю этого выдающегося полотна своим друзьям. Отныне они будут смотреть на «Русалок» другими глазами!