12 незаслуженно забытых дворовых игр, о которых вряд ли знает твой ребенок. Вот это было время!

12 незаслуженно забытых дворовых игр, о которых вряд ли знает твой ребенок. Вот это было время!

Вот и пришла долгожданная пора школьных каникул. Современные дети вряд ли знают,
что такое летом проснуться, умыться, на бегу что-то перекусить и бежать стремглав во двор.
На смену этому счастью, увы, пришли всевозможные гаджеты, которые только создают иллюзию реальной жизни.


То ли дело когда-то: мы даже боялись заходить в квартиру попить воды, чтобы родители не загнали нас домой.
А наше традиционное «Мамочка, пожалуйста, еще пять минуточек!» обычно продолжалось не один час...


Что ни говори, а ведь раньше дворовая социализация со всеми ее прелестями и особенностями была на достаточно высоком уровне.
Сегодня дружный коллектив сайта «ОПУПЕННО» напомнит тебе о потрясающих дворовых играх, нынче незаслуженно забытых детьми.
Вот где бурлила жизнь!


Резиночки
Это, пожалуй, одна из любимых девичьих игр. Главный и единственный атрибут этой забавы — бельевая резинка (сначала
использовалась классическая белая, чуть позже на рынках появились вариации кислотных оттенков). Оптимальное количество
игроков — 3, реже — 4 (тогда играют парами).


Каждая участница должна выполнить специальные прыжковые комбинации на разной высоте — от щиколоток до шеи.
Как только она ошибется — меняется с другой участницей и ждет своей очереди.
Фразы из игры в резиночки: «пожопэ», «только не прыгай с мячиками!», «пусть капуста выручит» — эти теперь непонятные перлы
были знакомы всем девочкам тех времен...



Бутылочка
Такая забава считалась чуть ли не запрещенной и зачастую в нее играли подальше от родительских глаз, ведь «бутылочка»
способствовала раскрепощению тогдашней молодежи. Все участники садятся в круг (стараясь соблюдать очередность мальчик-девочка).
Главный атрибут — бутылочка из-под кефира или лимонада, у старших прокатывал вариант и с бутылочкой из-под пива.



Один из игроков вращает пустую бутылочку в центре и потом должен поцеловать того, на кого показало горлышко.
В губы или щечку — участники игры договаривались в конкретной ситуации.
Более того, в каждом дворе были свои тонкости и особенности игры.
Чего греха таить, часто в бутылочку играли и на раздевание, но это уже, как говорится, совсем другая история...



Колечко-колечко
Все игроки садятся в ряд, выбирается один ведущий, который держит в кулаке или крепко сжатых ладонях колечко. Участвующие складывают
ладони лодочкой. Тот, кто ведет, поочередно обходит каждого участника со словами: «Я ношу свое колечко и кому-то его подарю»
(напомним, что в каждом дворе вариации уличного фольклора могли отличаться).



Далее ведущий проговаривает такие слова: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!»,
во время которых тот, кто стал «властелином кольца», должен мигом встать и убежать,
при этом другие участники пытаются задержать его.



Квач
Наверное, нет такого человека, который бы не слышал об этой легендарной игре. Она чемпион по разнообразию названий,
а также по популярности. Главный принцип игры: выбирается один ведущий,
который должен поймать (дотронуться, попасть мячом) убегающую на все четыре стороны ребятню.
При этом дети дразнили ведущего словами: «Квачик-квачик, дай калачик».


Существовали всевозможные вариации квача, которые усложняли задачу играющим: деревянный, железный, пластмассовый
(нужно было дотронуться до определенных предметов), «выше ноги от земли»
(если ты забираешься на что-то выше уровня асфальта —
квач не может тебя достать), сифа — когда бросали друг в друга чем-то нетяжелым (чаще всего пластиковой бутылкой или палочкой).


Часто эту игру называли догонялки, пятнашки, салки — в каждом городе были свои варианты.
Однако, как бы ни называли игру, она всегда заканчивалась одинаково:
вспотевшие, все в пыли, но безумно счастливые мы возвращались домой и крепко спали,
с нетерпением ожидая завтрашней дозы уличного адреналина.



Классики
Сейчас на асфальте во дворах редко встретишь какие-то надписи или рисунки — дети больше предпочитают рубиться в
компьютерные игры и висеть в социальных сетях. А вот раньше свободное место во дворе на асфальте еще стоило поискать:
всё было вдоль и поперек расчерчено классиками.



Рисовали их или мелками (белыми, цветными), или куском кирпича. Классики — это клеточки с цифрами
в определенной последовательности. Каждый из участников старается попасть камушком в клетку и допрыгать до нее на одной ноге,
затем таким же способом нужно было вернуться обратно. Огромный плюс игры в классики — неограниченное количество участников.



Жмурки (прятки)
Выбирается один ведущий. Он становится в угол или просто прижимается лицом к стене, древу и начинает громко считать,
а другие дети в это время разбегаются врассыпную и пытаются спрятаться в укромных местечках.



Когда ведущий приступает к поискам игроков после заветной фразы: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать!»,
его задача не только найти человека, но и добежать до уговоренного места и дотронуться до стены быстрее игрока
со словами: «Тра-та-та за... (имя)». Тот, кого нашли первым, жмурит дальше,
а кого последним — считается победителем в этом раунде.



Джинн
Все игроки садятся в ряд, ведущий стоит с мячом. Он подходит к каждому игроку с одинаковым набором вопросов: «Как тебя зовут?»,
«Сколько тебе лет?», «Где ты учишься?» и так далее, при этом предлагая самые невероятные варианты.
Участник должен отбрасывать мяч до тех пор, пока не услышит желаемое.



Главная задача — быть внимательным и словить мяч тогда, когда ведущий бросит его со словами «Джинн».
Тогда детишки сами придумывают себе ответы на вопросы. Многие всё-таки пропускали мяч со словом «Джинн», и тогда им приходилось быть
Вонючками Задротными, которые живут на свалке. Поверь, ребятня смеялась от этих шуток аж до колик в животе!



Казаки-разбойники
Все участники игры делятся на две команды: «разбойники» убегают и прячутся, а «казаки» отправляются на их поиски.
Когда «разбойники» совершают попытку бегства, то оставляют стрелочки на асфальте
(земле, деревьях, стенах домов, в подъездах), цель которых — максимально запутать команду «казаков».
Также убегающие могут оставлять догоняющим специальные записки с заданиями в самых неожиданных местах
(под камнями, в щелях скамеек, в дуплах деревьев).



«Казаки» выигрывают только тогда, когда узнают секретное слово
(заранее придуманное убегающими) или находят всех «разбойников». Помню, у нас во дворе никто не хотел догонять, все мечтали
быть «разбойниками» и убегать. А ведь что-то в этом есть!




Вышибала/выбивала
Двое игроков — «вышибал» — становятся по разные стороны «баррикад», а между ними находятся все остальные игроки. Задача ведущих —
выбить мячом всех до единого (понятное дело, игроки всеми силами пытаются увернуться от мяча). Когда в центре остается один участник,
он должен увернуться от атаки с двух сторон столько раз, сколько ему лет. Иногда «вышибалы» были действительно
безжалостными и лупили по игрокам так, что мама не горюй!



Цепи кованые
В эту игру можно играть только тогда, когда есть как минимум 6 участников. Все желающие делятся на две команды и становятся
напротив, при этом берутся за руки, образуя своеобразную «цепь». Расстояние между командами приблизительно 7–10 метров.


Первая команда начинает игру кличем: «Цепи-цепи кованые, разбейте нас».
На это противник отвечает единогласно: «Кем?». Команда, начавшая состязание, должна посоветоваться и решить,
кем же будет разбита их цепь. Тот, чье имя назвали, разбегается и что есть мочи пытается расцепить руки игроков вражеской команды.
Если это происходит — он забирает себе одного из участников, если нет — становится заложником команды противника.



Проигрывает та команда, где в конечном итоге остался один игрок. Мне кажется, что
наши вопли слышали тогда все жители близлежащих домов: от новорожденных до глуховатых бабушек и дедушек.



Море волнуется раз
«Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три... Морская фигура, на месте замри!»
Пока ведущий говорит это магическое заклинание, все участники бегают-прыгают-веселятся-орут.
На последнем слове все замирают в каких угодно позах и пытаются не шевелиться, а ведущий старается взглядом уловить того,
кто всё же начал двигаться.



Также известен вариант, когда ведущий на время «включает» фигуры, а те должны показать загаданный предмет или существо.
Выигрывает тот, кто проявит наибольшее мастерство в демонстрации фигуры.



Светофор
Мелками или кусочком кирпича рисуются две условные линии, между которыми находятся все участники.
Ведущий становится спиной к игрокам, называет любой цвет и быстро поворачивается к ним лицом.
Если в одежде или в аксессуарах участника забавы есть такой цвет, для него горит «зеленый»,
и он свободно проходит от одного пункта к другому. Но если такого цвета нет, тебе придется перебежать так,
чтобы тебя не поймал «светофор».



Помню, какие у нас были дебаты по этому поводу: «Это не салатовый, а лимонный!», и эти споры точно слышал весь двор.
Кстати, существовала еще и вариация этой игры — «музыкальный светофор». Ведущий в уме проговаривал алфавит,
а участники должны были сказать: «Стоп». На какой букве он остановился, на такую и нужно было вспомнить песню.
Ох, сколько новых хитов мы выдумывали тогда, чтобы только миновать «светофор» без препятствий...



Да, это было воистину захватывающее время! К сожалению, многие дети сейчас
даже не догадываются о таком способе времяпровождения, а очень зря.


Обязательно покажи своему ребенку эти игры: они веселые и интересные,
а о пользе пребывания на свежем воздухе я и вовсе молчу. А еще поделись,
пожалуйста, с нами в комментариях, какие из уличных игр ты помнишь и как
в твоем дворе называли подобные забавы, нашей редакции безумно интересно!