Не для всех: 10 самых сильных фестивальных фильмов, о которых мало кто знает.
Можно сказать, что Голливуд обладает почти полной
монополией на массовое кино, что сказывается на общем уровне
кинематографа, ведь если нет конкурентов,
то можно и не стараться. Но это ни в коей мере не значит,
что хороших фильмов сейчас
нет на больших экранах.
И всё же самые свежие и сильные идеи воплощаются не для
массового потребления, а лишь для фестивальных показов. Такие фильмы не направлены на сбор денег,
их основная цель — пробудить в зрителе настоящие эмоции. Эти
ленты, к сожалению, известны в узких кругах и лишь иногда обретают всеобщую известность.
Тем, кто любит по-настоящему сильное и умное кино, я
советую просмотреть списки фильмов — участников Каннского, Берлинского или Венецианского кинофестивалей.
А тем, кому лень, мы сделали эту подборку.
«Квадрат» (The Square), Швеция
О «Квадрате» Эстлунда мы уже неоднократно писали, потому
нет смысла повторяться. Лучший европейский фильм 2017 года, драма, изобличающая пороки современного
шведского общества, да и не только его.
«Ряска» (Duckweed), Китай
Фантастическая комедия от китайского режиссера Хань Ханя,
повествующая об отношениях отцов и детей и путешествиях во времени. Казалось бы, соединить две
вечно актуальные темы и будет шедевр, но фильм просто неплох, хотя слишком уж монотонный, но посмотреть его стоит.
В центре сюжета гонщик, который после очередной победы произносит
речь. В ней он благодарит своего отца за отсутствие поддержки и веры в него. Именно это
и сделало гонщика сильнее. Но волею случая он попадает в прошлое, как раз тогда, когда его отец был его ровесником.
«Теснота», Россия
Сенсация Каннского фестиваля, скандальный режиссерский дебют Кантемира
Балаганова. Жюри даже назвало эту ленту возрождением кинематографа в России.
Ленту хотели послать на «Оскар», но российское жюри выбрало «Нелюбовь»,
которая свою статуэтку не получила в итоге.
Сюжет строится вокруг реальной истории. 1998 год, Северный Кавказ,
преступники похищают молодую пару и требуют за них выкуп. У родителей таких денег нет,
и они решают выдать замуж свою дочь, чтобы им помогли родственники жениха.
Естественно, что у девушки свои планы на этот счет.
«Берлинский синдром» (Berlin Syndrom), Австралия
Отличный триллер от австралийки Кейт Шортланд по одноименному роману
Мелани Джустен. Хотя это своего рода артхаусная мелодрама, которой не хватает
немного смелости, чтобы привнести в жанр нечто действительно новое.
Девушка приезжает в Берлин, где знакомится с умным и красивым парнем,
по законам жанра они тут же оказываются в постели. Наутро она обнаруживает, что
дверь заперты, окна армированы, а рядом никто не живет.
«По ту сторону надежды» (Toivon tuolla puolen), Финляндия
Комедийная драма от одного из самых именитых финских режиссеров Аки Каурисмяки.
Фильм получил теплые отзывы критиков и несколько международных наград. Сам
режиссер сказал, что этот фильм может стать его финальной лентой.
Главный герой — Халед, беженец из Сирии, его дом разбомблен, а семья убита.
В Хельсинки он начинает работать в баре «Золотая пинта», который принадлежит
немолодому экс-коммивояжеру. Сотрудники ресторана помогают Халеду спастись от войны,
от местных ксенофобов и найти пропавшую сестру.
«Сначала они убили моего отца» (First They Killed My Father: A Daughter of Cambodia Remembers), США
23 июля 2015 года Анджелина Джоли объявила, что снимет фильм для Netflix,
основанный на автобиографии Лун Ун — американской писательницы камбоджийского
происхождения. Фильм был высоко оценен критиками и имеет множество наград.
В центре сюжета, естественно, будущая писательница, чье детство пришлось
на приход к власти в Камбодже красных кхмеров. В возрасте пяти лет девочка попадает в военный
лагерь, где должна стать ребенком-солдатом. Картина показывают все ужасы,
через которые прошла Камбоджа во время коммунистического режима.
«Дневники Ангамали» (Angamaly Diaries), Индия
Фильм нетипичен для индийского
кинематографа, а также это нетипичная для мирового кинематографа криминальная драма. И забавный факт: в фильме
снялись сразу 86 различных актеров, которые ранее не появлялись на экранах.
А сюжет крутится вокруг Винсента Пепе, который с
детства мечтал стать бандитом, а когда вырос сколотил свою банду. Но оказалось, что не всё так просто.
Есть передел территории, столкновения с другими бандами и всё в таком духе.
«Ана, любовь моя» (Ana, mon amour), Румыния
Режиссер картины — Калин Питер Нецер, который уже брал золото
на Берлинале в 2013 году. Лента представляет собой своеобразную осовремененную версию «Ромео
и Джульетты», да еще и в виде головоломки. А финал критики сравнили с «Шестым чувством».
Тома и Ана — идеальная пара, но девушка страдает от частых
панических атак, что дает возможность мужу проявлять свою силу. Но, ожидая ребенка Ана, начинает
посещать психолога, и это меняет ее почти полностью. К неожиданности
Тома, который уже привык к доминирующей роли в семье.
«След зверя» (Pokot), Польша
Драматический триллер-детектив от польского сценариста и режиссера
Агнешки Холланд, которая известна многим зрителям по работе над «Карточным домиком».
Наиболее сильная часть ленты — это всё-таки операторская работа, природа показана во всём своем величии.
Главная героиня — чудаковатая старушка, которая ладит с природой куда
лучше, чем с людьми. Недалеко от ее деревушки находится лес, куда постоянно приезжают браконьеры, да и местные
увлекаются охотой. Старушка пытается всё это остановить, пишет заявления
в полицию, но над ней только смеются. Пока не начинается череда странных убийств.
«Неподкупный» (????), Иран
Лента о маленьком человеке, противостоящем системе, этакий иранский
вариант «Левиафана» Звягинцева. Режиссер Мохаммад Расулоф за свои работы подвергался на родине
преследованиям, поэтому, естественно, в Иране фильм не выйдет. Когда Мохаммада арестовали,
и предложили ему свободу, если он снимет «Неподкупного» не слишком мрачным,
режиссер отказался.
Молодой фермер Реза живет в иранской глубинке и занимается разведением рыбок.
Но как это было и у Звягинцева, его землю хочет выкупить некая «Компания», а после
отказа героя начинает страдать вся его семья.
Нужно признать, что 2017 год был весьма успешным для фестивального кино, ведь
коллекция мировых шедевров пополнилась множеством работ. Жаль только, что большинство зрителей
мало заинтересованы в просмотре действительно серьезных произведений и шедевры
остаются на обочине истории со смешными кассовыми сборами.
Не забудь сохранить этот список себе!